Первая мировая война. Цветные фотографии.

Траншея вдоль Рейна. Первая Мировая Война, Hans Hildenbrand, 191x г. История в фотографиях
Траншея вдоль Рейна. Первая Мировая Война, Hans Hildenbrand, 191x г.
Траншея вдоль Рейна. Первая Мировая Война, Hans Hildenbrand, 191x г.

Немецкий военный фотограф кайзеровской армии Ханс Хильдебранд был единственным из 19 официальных фотографов, кто делал цветные снимки с помощью автохромной камеры. Больше того, единственный фотограф, который делал цветные снимки действующих армий Первой мировой войны. И это еще не все, Ханс Хильдебранд является одним из основателей немецкой цветной фотографии и начал снимать в цвете практически сразу после появления этой технологии в 1907 году.

Интересный факт, технология автохрома была запатентована братьями Люмьер, именно теми, которые стали у истоков эры кинематографа со своим знаменитым фильмом «Прибытие поезда».  Но о методе цветной фотографии «автохром», братьях Люмьер и других альтернативных методах цветной фотографии на рубеже 19 и 20 веков в одном из наших следующих репортажей. Сегодня — цветные фотографии по методу автохрома братьев Люмьер Первой Мировой войны, сделанных Хансом Хильдебрандом. К сожалению осталась лишь малая часть изображений, так как большая часть оригиналов погибла во время бомбардировки Штуттгарта в 1944 году.

Группа немецких солдат на развалинах Сомпи-Таюр, Марна, Шампань, Франция
Группа немецких солдат на развалинах Сомпи-Таюр, Марна, Шампань, Франция
Братская могила. Более 30 тысяч человек нашли свое пристанище в этих местах.
Братская могила. Более 30 тысяч человек нашли свое пристанище в этих местах.
Взвод немецких войск в Шампани, расквартированный с июня 1915 по январь 1916 года. Данная фотография была опубликована в качестве открытки. Франция, 1915 год.
Взвод немецких войск в Шампани, к которому Хильденбрант был прикомандирован с июня 1915 по январь 1916 года. Данная фотография была опубликована в качестве открытки. Франция, 1915 год.
Окопы  немецких войск. Первая мировая война в цвете. Ганс Хильденбранд
Окопы немецких войск. Первая мировая война в цвете. Ганс Хильдебранд

Хильдебранд, как уже говорилось, был одним из первых, кто начал экспериментировать с цветной фотографией еще в 1909 году, и основал свое фотоагентство в родном городе, Штуттгарте, в 1911 году.

Окопы немецких войск.
Окопы немецких войск.

Все сцены, сделанные Хильдебрандом являются постановочными. Причем сделано это было не из соображений пропаганды, а потому, что чувствительность фотографических пластин был недостаточной для того, чтобы захватить сцены в движении и требовалась длительная выдержка для получения изображения.

Название фотографии "Назад в приют", Шампань, 1915 г.
Название фотографии «Назад в приют», Шампань, 1915 г.

Это удивительно звучит, но уже тогда, в 1915 году Хильдебранд начал экспериментировать с стереоскопическими изображениями. В общей сложности известно 6 таких серий в его работах.

Немецкие солдаты позируют с пулеметом. 1915 г.
Немецкие солдаты позируют с пулеметом. 1915 г.
На горе Хартманнсвиллеркопф (нем. Hartmannswillerkopf) в Вогезах, после войны здесь был построен большой мемориальный комплекс
На горе Хартманнсвиллеркопф (нем. Hartmannswillerkopf) в Вогезах, после войны здесь был построен большой мемориальный комплекс

Скалистый выступ горы Хартманнсвиллеркопф (нем. Hartmannswillerkopf) называемый также Старым Арманом известен битвой, произошедшей в 1915 году между немецкими и французскими войсками. На фотографии показана картина, которую представлял собой склон горы после битвы. Гора находится в в 17 км от города Мюлуза.

Военные инженеры перед бункером в Шампани, 1915 г.
Военные инженеры перед бункером в Шампани, 1915 г.

На всех фотографиях поражает аккуратность и обстоятельность всех построек и сооружений. Будто это и не временные военные строения.

Немецкие солдаты на фоне разрушенной церкви. 1915 г.
Немецкие солдаты на фоне разрушенной церкви. 1915 г.

Кстати, Хильдебранд совершенно свободно описывает сцены разрушения, в том числе и религиозных объектов. Во время Второй мировой войны обе стороны стали гораздо придирчивее в том, какие сцены они позволяют фотографически документировать. По крайней мере на изображение разрушенной церкви однозначно был бы наложен запрет.

На той же стратегической скале Хартманнсвиллеркопф, по которой проходила линии фронта, 1916 г.
На той же стратегической скале Хартманнсвиллеркопф, по которой проходила линии фронта, 1916 г.
Зима в Эльзасе, 1916.
Зима в Эльзасе, 1916.
Французская деревня Сент-Мари-а-Ру, летом 1915 года
Французская деревня Сент-Мари-а-Ру, летом 1915 года
Взгляд с французской стороны. Жюль Жерве-Куртельмон. Форт Совиль, 1916 г.
Взгляд с французской стороны. Жюль Жерве-Куртельмон. Форт Совиль, 1916 г.

А эта фотография уже другого фотографа, француза Жюля Жерве-Куртельмона, намного более известного, чем его немецкий коллега. Жерве-Куртельмон один из самых известных фотографов, который снимал в цвете первую мировую войну. Куртельмон также работал в National Geographic, в 1911 году в Париже открыл «Дворец Автохрома», в который вошли выставочный зал, студии, лаборатории и лекционный зал с вместимостью 250 человек. Всего за свою жизнь Куртельмон сделал более пяти с половиной тысяч цветных автохромных фотографий, которые разошлись по различным институциональным коллекциям. Несмотря на это, в частных коллекциях фотографии  Жюля Жерве-Куртельмона редки и достаточно ценны.

С высоты птичьего полета, под Верденом, лето 1916 года. Около 350 тысяч солдат с обеих сторон погибло в битвах под Верденом в течении 1916 года. Жюль Жерве-Куртельмон, Верден, 1916 г.
С высоты птичьего полета, под Верденом, лето 1916 года. Около 350 тысяч солдат с обеих сторон погибло в битвах под Верденом в течении 1916 года. Жюль Жерве-Куртельмон, Верден, 1916 г.
Французская семья спасается от немецких войск, Культельмон, 1916 г.
Французская семья спасается от немецких войск, Культельмон, 1916 г.

Хотя Жюль Жерве-Куртельмон и Ханс Хильдебранд принадлежали к различным воюющим сторонам, впоследствии они оба работали на американское издание  National Geographic, став одними из самых важных его фотографов.

 

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. !-__magnum__-!

    Разьве были цветные фотки во время Наполеона?!!!! Не верю!!!))))))))))))))

    Ответить
  2. photoman автор

    Уважаемый Магнум, дело в том, что это не Наполеоновские войны 1799-1815 годов, во времена которых цветной фотографии естественно не было, а Первая мировая война 1914-1918 годов, внимательно учите историю!

    Ответить
  3. Uni_verse

    Мне нравятся такие исторические репортажи!

    Ответить