Необычный Париж Эжена Атже. Старые фото Парижа, часть 4.

Шарманщик, Э. Анже, Париж, 1898 год Искусство фотографии
Шарманщик, Э. Анже, Париж, 1898 год
Шарманщик, Э. Анже, Париж, 1898 год
Версия фотографии в высоком разрешении.

Эжен Атже родился в Лебурне 12 февраля 1857 и стал одним из самых известных французских фотохудожников.

Многие считаю что начинать увлекаться чем либо нужно начинать в молодости, что зрелый возраст не подходит для новизны. Эжен Атже впервые взял в руки камеру в 1898 году, когда ему исполнилось 42 года. Почти 10 лет до этого он безуспешно пытался стать актером, играя небольшие роли в пригородах Парижа и в провинциях Франции. А еще раньше он 15 лет был моряком, постоянно находясь в море, став юнгой в 13 лет.

Старьевщик в Париже, Авеню де Гобелен, Париж, 1899
Старьевщик в Париже, Авеню де Гобелен, Париж, 1899

Увлечься фотографией Атже заставила нужда. Ему было необходимо беспечивать помимо себя еще и больную жену. Он пытался рисовать целый год, но никак не мог запечатлеть все, что ему казалось важным и интересным в Париже, его умение управляться с кистью для этого было недостаточным. Приобретя громоздкую и тяжелую видовую камеру с мутным объективом и укрепив ее навечно на штатив следующие 29 лет Эжен предельно реалистично фотографировал все, что ему нравилось в его любимом Париже. Он постоянно носил свое громоздкое и нескладное снаряжение, передвигаясь на автобусах, вставал задолго до рассвета чтобы застать утренний свет, а руки его постоянно были черными от химических реактивов. Он вечно ходил в длиннополом, перемазанном плаще, а из корманов топорщились кассеты для огромных 7,25 и 9,25 дюймовый (!) негативов.

Манекены, Париж, 1925 год.
Манекены, Париж, 1925 год.
версия в высоком разрешении.

Открывшийся талант фотографа позвлял Атже фотографировать с исключительной точностью передавая детали, создавая летопись истории используя призму своего, в чем то, поэтического видения.

Критики прозвали Атже «Уолтом Уитмэном фотоаппарата». Зарабатывал он в то время мало и совсем нестабильно, выполняя заказы илюстраций для писателей. Например, для французского архива была создана серия документальных фотографий архитектурных объектов и статуй средних веков. Вывеска на первом этаже пятиэтажки в которой он жил и работал гласила «Атже — документы для художников». Атже очень гордился тем, что созданные им фотографии являлись для художников зрительным образом, памятью об увиденном, избавляли их от необходимости запоминать детали.

Avenue de l'Observatoire, Париж, 1926 г.
Avenue de l’Observatoire, Париж, 1926 г.
Итальянцы, 1913 г.
Итальянцы, 1913 г.

Жизненный путь Эжена Атже составил 8000 замечательных фотографий, которые были приобретены сначала в 1927 году Музеем исторических памятников Парижа, а позже, в  1968 Нью-Йоркский музей современного искусства.

Отель де Монморанси, 1908 г.
Отель де Монморанси, 1908 г.
Парк Монсо, Париж, 1901 г.
Парк Монсо, Париж, 1901 г.

Эжен Атже никогда не называл себя фотографом, предпочитая самоназвание: «автор-производитель»

Хотя Атже при жизни был известен мало, его летопись исчезнувшего при стремительной урбанизации мира (большинство изображенных на фотографиях зданий исчезли) стала вдохновением для многих фотографов 20 столетия.

И хотя Атже был мало известен при жизни, его летопись исчезнувшего мира стала вдохновляющей для фотографов 20го века. Американские фотографы Man Ray и Berenice Abbott спасли его работы от безвестности незадолго до его смерти. Абботт сохранила его негативы и отпечатки и была первым человеком, опубликовавшим и выставившим работы Атже за пределами Франции.

Человек с абажурами, Париж, 1899-1900 г.
Человек с абажурами, Париж, 1899-1900 г.

Сегодня Атже — крупнейшая фигура в истории фотоискусства, один из пионеров городской фотографии.

Напоследок интересная фотография, люди, наблюдающие солнечное затмение в 1912 году на площади в Париже.

Солнечное затмение 1912 год, Париж.
Солнечное затмение 1912 год, Париж.

Фильм о Эжене Атже (язык английский):

Мастера фотографии — Эжен Атже.

Другие статьи о старом Париже:
часть 1.
часть 2.
часть 3.

Оцените статью
Добавить комментарий