Светофильтры для объективов — для чего они нужны

Многие думают, что сейчас  фотографам не нужны светофильтры, потому что фотоснимки обрабатываются с помощью графического редактора. Однако редактор не может исправить изображение и защитить стекло объектива. Именно светофильтры расширяют функциональные возможности камеры с добавлением интересных эффектов, снижая воздействие избытка света.

Светофильтр для объектива — что это такое

Еще со школьного курса физики известно, что белый свет – это оптическая смесь цветных излучений. Фильтрованием света можно подавить выделение из спектра те или иные цветные лучи. Светофильтр – это насадка, которая устанавливается на объектив фототехники для корректировки картины.

Снимок с поляризационным фильтром в солнечный день сгущает синеву неба

Зачем нужен светофильтр на объектив

Все непрозрачные предметы вокруг нас частично или полностью отражают свет. Отражающая способность бывает избирательной в зависимости от длины волн. Органы зрения человека воспринимают излучение с длиной волн от 400-700 нм. Один цвет кажется нам ярким и насыщенным, а другой – темноватым. У фотопленки нет избирательности восприятия, она принимает цвета такими, как есть. Чтобы придать наибольшую эффективность окружающей действительности с помощью света на снимке, фотографы пользуются светофильтрами. Попробуем разобраться, для чего нужны светофильтры.

Светофильтр – это устройство оптической системы, применяемое для достижения особого эффекта во время фотосъемок.

Кадры, сделанные с помощью световых фильтров, отличаются эффектностью, помогают получить оригинальность снимков. Кто хочет иметь уникальные изображения, должен научиться работать с насадками на объектив.

Кроме того, такая насадка защищает объектив камеры от случайных повреждений, проникновения пыли, песка.

Интересно. Светофильтры используются и для сварочных масок, чтобы не пропускать излишнее излучение ультрафиолета и инфракрасных лучей.

Как выбрать светофильтр для объектива

При выборе светофильтра надо определиться, в каких целях будет применяться этот аксессуар.  Качество снимков – понятие субъективное, поэтому каждый выбирает себе такую насадку, с помощью которой может добиться желаемого результата.

Основные критерии выбора

Перед тем, как приобрести насадку, надо ее проверить и убедиться в том, что стекло соответствует диаметру объектива и режимам съемки.

Если оборудование топовое широкоугольное, надо правильно выбрать оправу светового фильтра. При слишком толстой оправе могут появляться затемненные углы в снимке с эффектом ненужного виньетирования.

Дорогостоящие качественные фильтры оснащены облегченной тонкой оправой, которая не даст испортить будущий кадр.

Совет. При выборе фотокамеры и аксессуаров к ней надо взять дорогостоящую фототехнику, только тогда можно любоваться качественными снимками.

О видах фильтров, которые можно использовать при разных условиях съемки, речь пойдет дальше.

Основные виды фильтров

Фотограф должен четко знать о назначении того или иного светофильтра. Какие же виды светофильтров бывают, зачем они нужны? Как их выбирать, чтобы получить шедевры художественных снимков?

Ультрафиолетовые

Ультрафиолетовые бесцветные фильтры снижают интенсивный приток УФ-излучения. Матрица аппарата легко распознает излучение, на готовых снимках оно предстает в виде легкой голубоватой дымки, похожей на «туман». Такой эффект получается при съемках в горной местности или на море. Объекты для фото располагаются далеко от объектива, на широком пространстве в солнечную погоду на камеру попадает огромное количество УФ-лучей.

В результате на изображении из-за сильного потока света получается синеватый оттенок. При использовании УФ-фильтра изображение неба на снимке получается чуть темноватым, с добавлением синевы и густоты изображения, но при этом контрастность не усиливается.

Совет. УФ-фильтры применимы и в пасмурный день, если изменить цветовой баланс.

 Фильтры Скайлайт

Модели Skylight (светло-розовые) используются для нормализации цветового баланса. Они корректируют оттенок неба при дневных съемках, делая их более теплыми. Такие фильтры придают настроение изображению, их хорошо использовать в портретной съемке для смягчения кадра или для увеличения резкости в пасмурную погоду. Изображение на снимке получается более теплым.

Фильтр скайлайт. Пейзаж при закате

Нейтральные

Нейтральные насадки помогают получить удлиненную экспозицию при съемке. При этом никакой цветовой корректировки снимка не делается. Нейтральные фильтры используются тогда, когда надо снимать человека с открытой диафрагмой при сильном освещении, например, на пляже. Во время съемки водной глади при закате или рассвете, чтобы показать игру солнечного света, делают затемнение с помощью нейтрального фильтра.

Поляризационные

Поляризационные типы светофильтров являются самыми популярными у фотографов. С их применением качество снимка улучшается, повышается контрастность, снижается чрезмерная яркость бликов от воды, стекла. С такими фильтрами хорошо снимать в солнечный день, они избавляют от пересвеченности снимков.

С установкой поляризационного фильтра оттенок неба на снимке получается более глубоким и синим, летняя зелень сочной, а морская вода ярко насыщенной.

Важно. Однако фильтр надо применять с осторожностью: так как с использованием его автоматически уменьшается количество падающего на объектив света, в местах, где освещенность плохая, снимок получится смазанным.

Какой светофильтр надо выбрать для canon? Для него подходит поляризационный светофильтр, у всех его версий диаметр резьбы одинаковый. Для Nikon и Sony можно взять универсальные полярики FUJIYAMA Digital Filter DHQ.

Поляризационный фильтр. Насыщенный цвет морской воды

Важно. При съемке с PL-насадкой на природе надо следить за тем, чтобы свет на объектив падал сбоку, чтобы между прямыми лучами и осью объектива угол составлял 90 градусов. А для получения кадра без бликов и отражений надо снимать под углом 30-45 градусов

Градиентные

Градиентный фильтр представляет стекло, у которого одна часть затемнена (окрашена), а другая часть прозрачная.

Градиентные светофильтры помогают создать равномерную экспозицию при съемках пейзажей, выравнивают яркость, избавляя от интенсивной яркости неба. Верхняя часть снимка при этом получается более темной, а нижняя – светлой, или наоборот.

Градиентный фильтр. Контраст оттенков

Флуоресцентные

Флуоресцентные светофильтры в фотографии применяются для компенсации и коррекции света от ламп дневного освещения, они уменьшают зеленые, желтые оттенки. Как и согревающие насадки, флуоресцентные обычно применяются для коррекции цвета.

Инфракрасные

Инфракрасные фильтры относятся к узкоспециализированным. Они пропускают инфракрасную часть светового спектра, остальные части задерживают. При фотографировании происходит блокировка всего видимого спектра лучей, улавливается лишь инфракрасная часть.

Инфракрасной насадкой сложно фокусировать, поэтому во время съемки опытные фотографы работают со штативом с использованием ручного режима, применяя длинную выдержку. Использование фильтра дает оригинальную цветовую гамму зимних пейзажей, небо на фоне белого снега получается темнее.

Зимний пейзаж с инфракрасным фильтром

Маркировка светофильтров для объективов

Для систематизации и стандартизации светофильтры маркируют.  Однако единого стандарта маркировки этого аксессуара пока нет, у многих производителей действуют свои системы.

В настоящее время существует два типа маркировки фильтров:

  • по шкале Кодак Рэттен:
  • по сдвигу цветовой температуры.

 Фильтры для создания различных эффектов на фото

Для получения художественного эффекта профессионалы используют разные светофильтры для объективов. Цветные фильтры нужны для настройки контраста при съемке на черно-белую пленку, например, зеленый фильтр в пейзаже затемняет небо, но усиливает цвет зелени в кадре. Желтый фильтр повышает контрастность, а красный способствует более яркому эффекту контраста.

Фильтры с софт-эффектом помогают достичь затуманенности объекта, его размытию с сохранением четкости снимка.

Лучевые фильтры или «звездочки» оснащены специальной сеткой, источник точечного света, к примеру, свет лампы и прожектора вытягивается и предстает в виде «звездочек» с эффектными лучами.

К сведению. Не рекомендуется использовать несколько светофильтров, одевая на объектив. Это намного снижает количество света, попадающего на матрицу.

Какие бывают светофильтры в зависимости от крепления

По типу крепления светофильтры для фотоаппарата бывают:

  • круглые, резьбовые, навинчиваются на объектив сверху ‒ размер подбирается по диаметру объектива, при несовпадении параметров можно воспользоваться переходным кольцом;
  • накладные бывают прямоугольной формы, отличаются гибкостью в эксплуатации, подходят для использования со всеми типами объективов, будь то Nikon или Canon, но их приходится удерживать руками или прикреплять дополнительно резинками.

Какие фильтры нужны для объектива в повседневном использовании

Профессионалы хорошо знают, что такое светофильтры, какие типы нужны для повседневного использования.

Фотографы-любители, которые снимают для себя, должны иметь следующие светофильтры:

  • Для съемки на природе в лесу нужен поляризационный фильтр. С ним получаются красивые сочные пейзажные снимки.
  • Для съемок воды, рек, водопадов, съемки движущихся объектов лучше всего пользоваться нейтральным фильтром.
  • Ландшафтная и пейзажная съемка качественно получается с градиентным нейтральным типом светофильтра.
  • При фотосессии на улице в солнечный день надо иметь при себе нейтральный световой фильтр.

К сведению. Можно приобрести набор эффектных светофильтров с разной комплектацией. В наборе POP FILTER SET три насадки, один из них синий светофильтр, остальные окрашены в красный и зеленый. Тройное экспонирование снимка с применением штатива дает необычный эффект, основанный на сложении света.

Без светофильтров невозможно получить желаемые художественные эффекты. Сочетая и комбинируя эффекты, можно добиться бесконечного множества вариантов изображений одного и того же объекта. Возможности камеры и графические редакторы не в состоянии обеспечить сверхкачество снимка. Поэтому умение работать со светофильтрами показывает профессионализм мастера.

Оцените статью
Добавить комментарий