О светосиле, объективах и о темной стороне Луны. Часть 1.

Фотография с малой глубиной резкости и красивым боке.
Фотография с малой глубиной резкости и красивым боке.

Наверное, самое часто обсуждаемое и должно быть самое загадочное для несведущего человека  понятие из области фотографии — светосила. Так что же такое светосила и в чем ее сакральный смысл? Попробуем разобраться.

Светосила объектива — величина, характеризующая степень ослабления объективом светового потока. Такое вот официальное определение. Прочитали? Еще раз? Еще. Понятно? Нет :). Даже не так. Все понятно, но как это определение пришить к практической составляющей, собственно процессу фотографирования — совершенно неясно.

На самом деле все просто, особенно если упростить. Светосила — это «дырка», максимальная величина, на которую открывается диафрагма объектива и как следствие ширина светового потока, попадающего на матрицу (в древние времена — на пленку). Чем меньше значение диафрагмы, тем шире открыт просвет объектива, тем больше света льется на матрицу через систему линз. Какие следствия из данного определения? Основных — два.

1. Чем светосильнее объектив, тем большему количеству света он позволяет попасть на светочувствительную матрицу, как следствие позволяет снимать в максимально темных условиях освещенности.  Один из самых светосильных объективов в истории фотографии — объектив компании Carl Zeiss, Planar 50mm f/0.7 (минимально возможное, рассчитанное теоретически, значение f/0.5). Таких объективов всего 10 штук во всем мире, объектив спроектирован и сделан специально для американской лунной программы Apollo для съёмки тёмной стороны Луны в 1966 году.  (Мы надеемся, что хоть кто-то дочитал до этого места и понял, к чему в названии статьи темная сторона Луны). Сейчас один из этих объективов принадлежит Carl Zeiss, шесть штук Nasa и три было у режиссера Стенли Кубрика. Такие сверхсветосильные объективы позволяют снимать даже при свете свечи, получая насыщенную и яркую картинку.

Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7
Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7

2. Чем ниже значение диафрагмы, тем меньше ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Тут самое интересное. Глубина резкости — основа художественной фотографии. Дело в том, что человеческий глаз видит резко не всю видимую человеком область, а только то резкое пятно, на которое сосредоточен взгляд. Проделайте эксперимент — вытяните перед собой руку, сфокусируйте взгляд на ладонь. Все пространство и за ней и вокруг нее станет размытым. Такая картинка примерно соответствует изображению, получаемому с помощью объектива с фокусным расстоянием в 50 мм и диафрагмой f2,8 (на полнокадровой матрице). Именно поэтому, те фотографии на которых объект съемки выделен резко, а окружающее его пространство размыто и кажутся человеку максимально естественными, и как следствие — красивыми.

Посмотрите на фотографию, сделанную фотомыльницей — все пространство такой фотографии кажется плоским и резким, в ней нет жизни, она практически никогда не притягивает взгляд.

Объективы с еще большей светосилой (f/1,4, f/1,2), особенно длиннофокусные, могут доводить значение ГРИП до нескольких сантиметров,  а то и миллиметров, таким образом, что, например, сфокусировавшись на зрачок, уже ресницы будут выходить из зоны фокусировки, красиво размываясь. Некоторые объективы, благодаря ошибкам оптической схемы при этом могут давать дополнительные эффекты, например, закручивая задний фон, или давая неравномерную зону фокусировки, не в центре кадра, а хаотически по все фотографии, становясь таким образом очень популярными (например, старый советский объектив Гелиос-40 особенно знаменит благодаря своему крученому боке — закручиванию заднего фона).

Крученое боке Гелиос-40
Крученое боке Гелиос-40

Кстати, боке — вообще очень интересная штука. Во всех фотографических кругах ведется множество споров, боке какого объектива красивее, некоторые, даже неудачные модели объективов порой умеют выдавать фантастически красивое боке, тогда как технически совершенные экземпляры — бездушно и ровно замывать задний фон! Боке практически невозможно повторить с помощью графического редактора, это субъективное, фантастическое и уплывающее миражом совершенство — эффект отражения и рассеивания солнечного света оптической системой объектива. У каждой модели объектива — оно свое, чудесное и уникальное.

Как правило, красивым боке обладают только лишь светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, даже самые совершенные и дорогие мультизумы зачастую дают пресную, репортажную картинку. Собственно говоря во многом и поэтому зум-объективы (объективы с переменным значением фокусных расстояний) являются атрибутом путешественников, фотокорреспондентов и журналистов, то есть тогда, когда художественность фотографии уступает необходимости зафиксировать как можно больше количество различных ракурсов за минимально короткое время.

Портрет афганской девочки, Стив МакКарри, 1984 г.
Портрет афганской девочки, Стив МакКарри, 1984 г.

В то время как практически все фотографы работающие в жанре портрета, обнаженной натуры, пейзажисты и т.д, снимают только фиксами, потому что фикс (объектив с фиксированным значением фокусного расстояния) позволяет получить самую качественную и неповторимую фотографию.

На самом деле, для того чтобы создать светосильный объектив — недостаточно лишь максимально развести в стороны лепестки диафрагмы, линзы объектива должны обладать максимальным значением светопропускания, поэтому для современных объективов используются стекла с многослойным просветлением, специальное мелкодисперсное стекло, также используется специальное покрытие, защищаюшее от царапин. Все это сделано для того, чтобы при большом световом потоке максимально компенсировать светорассеивание, блики, хроматические аберрации. Именно поэтому, светосильные объективы с низким значением диафрагмы: f1.4, f1.2 (для кэнон) являясь венцом оптической индустрии, стоят достаточно дорого.

красивое боке при макросъемке
красивое боке при макросъемке

Частой ошибкой начинающего фотографа, покупающего свой первый зеркальный фотоаппарат, по аналогии с мыльницами  — является акцент на «зум», человек кажется, что чем больше значение, на которое позволяет «приближать» фотокамера, тем лучше. Особое удивление вызывает информация о том, что лучшие объективы вообще не позволяют «приближать», разве что только ногами.

Чтобы почувствовать всю прелесть светосильных объективов, мы советуем начать с одного из самых популярных объективов: 50 mm f1.8 (существующего практически для всех основных линеек фотоаппаратов), такой объектив стоит совсем недорого (в районе 100-200 долларов), но позволяет получить максимум удовольствия от процесса фотографирования. Как говорят французы: «must have!», что в переводе на старославянский означает «надо, чтобы было». 🙂

О выборе фотоаппарата и о выборе объектива к нему для начинающего свой фотографический путь человека, мы поговорим в одном из следующих обзоров. Оставайтесь с нами.

p.s. одним из примеров удачного использования различных светосильных объективов можно посмотреть в одном из наших репортажей о самом красивом в мире котенке, кошке по имени Дейзи.

Оцените статью
Добавить комментарий